Killzone. Интересно, как скоро у нас бы забыли этот FPS трехлетней давности, если бы не локализация? Задуманный в недрах Sony как убийца Halo, Killzone на деле оказался просто хорошим шутером, но не более: по сводной статистике рецензий на сайте Metacritic.com, у него оценка 70/100. Но в России спрос на эту, казалось бы, давно устаревшую игру не падает. Этому занимательному явлению я нахожу три объяснения. Во-первых, жанр FPS у нас знают и любят, даром что многие «консольщики» так или иначе играли на PC, где шутеры цветут и благоухают. Во-вторых, графика и мир располагают к себе любителей «серьезного»: та же TimeSplitters , к примеру, слишком комична. В Killzone же и внешне все строго и серо, и тематика соответствующая – священная война за освобождение от вражьих уберсолдат-Хелгастов. В-третьих, определенно, решающую роль сыграла локализация. И раз все эти обстоятельства позволили Killzone несколько лет держаться на верхушке российского хит-парада продаж, охотно верится, что такая же судьба постигнет и Haze.
Да, Haze – это FPS, работа над которым кипит в студии Free Radical Design – той самой, что подарила нам Second Sight и уже упомянутую TimeSplitters. И, в отличие от последней, он более чем серьезен. Место действия – Южная Америка. Две противоборствующие стороны – PMC (частная военная корпорация; эту аббревиатуру давно уже знают наизусть поклонники MGS) «Мэнтел» и повстанцы, желающие свергнуть правительство и вручить бразды правления регионом своему предводителю – Кожаному плащу. Невинно звучащая по-русски кличка в оригинале производит совершенно иное впечатление – ведь речь идет о человеческой коже. Отловом зловещего бунтаря и предстоит заняться новобранцу «Мэнтела» Шейну Карпентеру – простому хорошему парню, чьими глазами мы будем наблюдать за событиями Haze. За три дня Карпентер многое испытает и многое узнает – и переметнется на сторону повстанцев. И тогда уже бывшие соратники превратятся в безликих агрессоров в серо-желтых бронекостюмах – ни дать ни взять, те же самые Хелгасты.
Центральную роль как в сюжете, так и в геймплее играет «Ново-кето-тиразин», также известный как Нектар, – препарат, который употребляют поголовно все солдаты «Мэнтела». Он улучшает боевые способности, зрение, реакцию и вообще превращает перестрелки в удовольствие без некрасивого послевкусия: благодаря Нектару даже трупы исчезают прямо перед глазами наемников. Одна незадача: передозировка препарата приводит к потере контроля над собой и произвольной стрельбе по всему подряд – включая соратников. Таким образом, Нектар – и самое грозное оружие, и самая большая слабость солдат «Мэнтел». Слабость, которой повстанцы не преминут воспользоваться.
С Нектаром связан и любопытный подтекст, который сценарист Роб Ескомб (Rob Yescombe) вложил в Haze. Препарат ведь заменяет цензора, не позволяя геймеру видеть всех ужасов войны. По сути, и для солдат «Мэнтел» боевые действия – видеоигра. Где трупы исчезают, враги подсвечиваются и локации из себя все сплошь красивые да приятные. Да и первая часть Haze (когда Карпентер – один из «мэнтеловцев») больше походит на пропагандистский ролик – нам показывают торжественный марш компании доблестных вояк, которые запросто расправляются с жалкими недотепами-повстанцами. Карпентер не чувствует, что все убийства происходят на самом деле; люди для него остаются не более чем мишенями в тире. И лишь перейдя к повстанцам, он оказывается лицом к лицу с истинным положением вещей. С помощью этого трюка – «игра в игре» – Роб пытается подчеркнуть, что «нектарная» антиутопия от нас совсем недалека.
Из первых уст
Итак, первая составляющая успеха на месте: Haze – серьезный FPS. О наличии второй красноречиво заявляют скриншоты: графика в Haze очень прилична. Что же касается третьей, спешу сообщить более чем приятную для многих новость: Haze локализуют. Переводу подлежат не только менюшки да субтитры – все диалоги в игре дублированы, причем качественно!
Компания Vellod Impex, ответственная за дистрибуцию Haze в России, любезно поделилась с нами бета-версией игры, дабы мы составили собственное впечатление о готовящемся проекте. И оно заключается в том, что перед нами – еще одна Killzone, потенциальный лидер продаж PS3-игр на долгое время и просто качественный шутер.
Несмотря на обилие багов, бета Haze вполне позволила понять, какими чертами будет обладать финальная версия. О хорошей детализированной картинке и достойном русском дубляже мы уже упомянули, равно как и о том, что всю игру мы ни разу не покинем главного героя, Шейна Карпентера. Обещанное полное отсутствие загрузок (в бета-версии они все же были) и полная линейность игры вкупе с неизменным видом из глаз Карпентера должны помочь игроку проассоциировать себя с героем и позволить в полной мере ощутить все те гадости, что ему придется натворить во время службы в «Мэнтел».
Джонатан Дэвис, вокалист группы Korn: «Игры для меня – религия, а Haze – это нечто!»
Free Radical Design: «Наш главный дизайнер до Haze работал помощником в пекарне. Этот опыт дал ему все необходимые для геймдева способности – неослабевающую любовь к тортикам».
Роб Ескомб, сценарист: «Подобная цензура существует во всем – от кино до видеоигр. Haze – не о том, что может произойти, – она о том, что, метафорически выражаясь, происходит прямо сейчас».
На первую миссию Карпентера бросают буквально через пару минут после начала прохождения. Он – новенький, хоть и сержант, и в напарники ему назначают коллегу – сержанта Дюваля, который будет сопровождать и наставлять героя в завязке игры. Дебютное задание Карпентера и его отряда – пробраться через джунгли к месту падения сбитого повстанцами самолета и реквизировать перевозимый им Нектар. Джунгли изобилуют радующими глаз деталями – и трава густая, и бабочки над ней порхают – но в зарослях легко упустить из виду повстанцев. Тут-то на помощь и приходят способности, которые дарует Нектар! Спасти груз Карпентеру, увы, все равно не суждено – он поспеет только на пафосную до скрежета зубовного сцену гибели пилота.
Второе задание от первого отличается капитально. Бравый отряд замечает с воздуха самого лидера повстанцев, Кожаного плаща, и, высадившись и оседлав внедорожник, бросается в погоню. Действие разворачивается уже в песчаных каньонах – и насколько джунгли были красивы и насыщенны, настолько здешние пейзажи пустынны и серы. Контраст этот, увы, отнюдь не свидетельствует в пользу игры – остается надеяться, что первый этап не останется единственным, который можно будет назвать впечатляющим.
Стоит упомянуть и очень важную возможность кооперативного прохождения кампании. Вышеупомянутый багги был рассчитан на четверых: водитель, два пассажира и оператор турели (почти как в Halo) – и всеми четырьмя наемниками могут управлять люди. Для этого достаточно лишь начать (или продолжить) кампанию, разрешив другим игрокам подключаться к действу через Интернет – как только к вам присоединится товарищ, он просто заменит одного из ранее управляемых AI соратников. Ожидается, однако, и split-screen на двоих. На службе у «Мэнтел», надо признать, напарники-то вам толком и не будут нужны: под Нектаром и один в поле воин. Зато на стороне повстанцев, когда союзники на вес золота, осторожность и здравость решений, присущие опытным геймерам, сослужат хорошую службу.
Широко известная ню-метал группа Korn записала песню по мотивам Haze. Поверьте, мы удивлены не менее вашего! Джонатан Дэвис, фронтмен группы, оказался большим фанатом видеоигр – и Haze вдохновила его на написание одноименной песни, которая выйдет одновременно с релизом игры. Что, надо сказать, является прецедентом – песня станет не придатком к игре, а полноценным синглом, да еще и клипом обзаведется.
Кормим копилку?
Сами разработчики позиционируют различные стили игры за армейца «Мэнтел» и повстанца как «две игры в одной». Мы же отметим, что ни одна из этих «игр», составляющих Haze, сама по себе не является новым словом в жанре – но смесь их может быть взрывной. Именно на мультиплеер мы возлагаем большие надежды. Если Free Radical Design удастся сбалансировать столь разные по стилю игры противоборствующие стороны, то у PlayStation 3 появится эксклюзивная замена Halo. Ведь, как ни крути, на данный момент лучшим FPS на приставке является обделенный мультиплеером The Darkness .
Haze – без сомнения проект многообещающий, даром что первая отечественная PS3-локализация. Для кого-то он может показаться слишком серым и безликим, но для публики, нарасхват разбирающей коробки с Killzone, Haze – удар прямо в точку. Так что мы ожидаем высоких продаж – на средства с которых Free Radical Design будут доделывать TimeSplitters 4. Которая, в свою очередь, порадует любителей аркадности и юмора в шутерах. И будет всем счастье.
Nectar Perception: враги подсвечиваются ярко-оранжевой аурой, благодаря чему видны, даже если прячутся в тени.
Melee Blast: обычный удар по не защищенному шлемом повстанческому лицу становится в десять раз мощнее за счет Нектара. Враги разлетаются, словно от гравипушки!
Nectar Resilience: уменьшение повреждений от попавших в реципиента выстрелов.
Nectar Focus: дополнительный уровень приближения, позволяющий с легкостью выбивать хедшоты.
Nectar Foresight: при передозировке Нектара от возможных угроз будут исходить видимые пульсирующие волны.
Обратная сторона медали: способности повстанцев.
Scavenge: возможность переделывать любую амуницию под свои нужды. Тащите крутую пушку, для которой нет снарядов? Не беда – перекуйте чужие патроны на свои!
Dive & Roll: прыжок с перекатом – то, что «мэнтеловцы» в их тяжелых бронекостюмах никогда не смогут осуществить.
Traps: всевозможные ловушки. Минное поле под слоем грязи положит не одного супостата.
Play Dead: возможность в определенный момент – когда вражьи пули уже изрядно потрепали здоровье, но жизнь еще теплится – притвориться мертвым. Ведь Нектар автоматически вычеркивает трупы из поля зрения наемников!
Weapon Steal: ваше кун-фу круче мэнтеловского! Подобравшись в упор, можно выхватить оружие врага и употребить против него самого.
Nectar Grenades/Knives/ Pack Shots: добывая Нектар из тел поверженных солдат «Мэнтел», можно начинить им оружие. Гранату, к примеру – взрыв такого «нектарина» в комнате, полной наемников, приведет к моментальной передозировке – и они поубивают друг друга за вас.